Синдром Мея-Тернера – симптомокомплекс, сопровождающий артериовенозный конфликт. В основе патологии лежи сдавливание левой общей подвздошной вены, что препятствует нормальному току крови. Ключевое проявление синдрома – необъяснимый отек левой ноги. Также пациенты могут отмечать чувство тяжести, болезненность в конечности, признаки трофических нарушений и варикоза вен.
Примечательно, что явление сдавливания общей подвздошной вены с левой стороны считается довольно распространенным. А синдром Мея-Тернера выявляется редко, поскольку симптоматика развивается только при значительной компрессии. Но даже так болезнь сопряжена с повышенной опасностью возникновения тромбоза и иных осложнений, поэтому важно своевременное обследование и адекватно подобранная программа лечения.
Известно, что в преобладающем числе случаев синдром Мэя-Тернера выявляется у молодых женщин. Но патология может быть диагностирована и у мужчин этой же или другой возрастной группы.
Причины развития болезни однозначно не установлены, а потому требуют дальнейшего изучения. На текущий момент специалисты склоняются к мнению, что в основе синдрома лежит специфика анатомии человека.
Дело в том, что правая подвздошная вена расположена почти вертикально по отношению к нижней полой вене. Но левая общая подвздошная вена направлена диагональю и значительной площадью располагается под правой общей подвздошной артерией. Ввиду такой локализации велика вероятность прижатия венозного сосуда к поясничному отделу позвоночника. Хотя несколько реже встречается компрессия, вызванная давлением на левую общую подвздошную вену одноименной артерией или мочевым пузырем, при его растяжении.
Примечательно, что при отсутствии симптомов подобное сдавливание считается анатомической особенностью, то есть вариантом нормы. Но в случае значительной компрессии нарушается ток крови, возникают застойные явления в сосудистом русле малого таза, что ведет к последующему развитию варикоза.
Также отдельно нужно отметить, что выделяют группу повышенного риска появления синдрома Мея-Тернера. В нее входят представители обоих полов с астеническим телосложением и женщины во время беременности или после рождения ребенка.
Ключевой момент в патогенезе болезни – компрессия левой общей подвздошной вены. Зачастую сосуд сдавливается между подвздошной артерией и пятым поясничным позвонком. Но на этом патологический процесс не заканчивается.
Известно, что для артерий характерна пульсация. Из-за этого на сдавленную вену оказывается не только компрессионное, но и вибрационное воздействие, что приводит к появлению микротравм эндотелия. Затем активируются фибробласты и появляются соединительнотканные волокна. Так, в месте, где поврежден эндотелий, отмечается активный пролиферативный процесс, фиброз и возникновение так называемых фиброзных «шпор».
Все эти изменения ведут к нарушению венозной гемодинамики. Происходит застой крови в нижней части тела со стороны поражения. Плюс повышается риск тромбоза.
Также нужно отметить, что из-за проблем с током крови возможно появление новых сосудов, именуемых коллатеральными. В большинстве случаев они направлены горизонтально, но при вертикальном расположении есть риск возникновения неврологической симптоматики вроде покалывания или онемения конечности.
Вначале нужно сказать, что синдром Мэя-Тернера является редким заболеванием. Поэтому он изучен недостаточно и нет общепринятого подхода к классификации. Но считается, что течение патологии проходит через 3 последовательные стадии:
I стадия – симптоматика отсутствует, поскольку нет критических гемодинамических нарушений. Этот этап может продолжаться на протяжении нескольких лет, а потому наличие компрессии обычно выявляется случайно.
II стадия – появляется фиброз и происходит сужение просвета вены, из-за чего развивается клиническая картина венозной недостаточности.
III стадия – отмечается тромбоз, ведущий к внезапному ухудшению общего состояния пациента. На этом этапе патология сопряжена с повышенной вероятностью возникновения осложнений.
Помимо этого в клиническую картину входит:
отечность конечности, усиливающаяся в вечернее время;
синеватый оттенок кожи на ноге;
отек и цианоз половых губ у женщин;
варикоз вен семенного канатика и отек мошонки у мужчин.
Также важно отметить, чем опасен синдром Мея-Тернера. При отсутствии своевременного и адекватного лечения возникает хроническая венозная недостаточность. В дальнейшем у больного появляются нарушения чувствительности в пострадавшей от гемодинамических нарушений конечности, ночные судороги и трофические язвы.
Часто у пациентов, не получающих медицинскую помощь, возникает тромбоз, несколько реже – посттромботический синдром. Более того, иногда осложнения болезни включают тромбоэмболию легочной артерии (ТЭЛА) в результате отрыва тромба, а это опасное, угрожающее жизни состояние.
Выявлением и лечением синдрома Мея-Тернера занимается флеболог. Вначале врач проводит классическую консультацию с опросом, сбором анамнеза и уточнением жалоб пациента. Затем флеболог выполняет осмотр, акцентируя внимание на состоянии поверхностных сосудов, признаках нарушения венозного оттока и недостаточной трофики тканей.
Но нельзя поставить заключительный диагноз, основываясь только на этой информации. Поэтому следующий этап диагностики – инструментальные исследования:
1. Ультразвуковое дуплексное сканирование (УЗДС). Помогает определить нарушения кровотока в сосудистом русле, зарегистрировать признаки венозной недостаточности и тромбоза глубоких вен.
2. КТ-флебография. Направлена на оценку состояния и проходимости вен, а также позволяет выявить наличие спаек внутри сосуда, коллатералей.
3. Внутрисосудистое ультразвуковое исследование (ВСУЗИ). Проводится с целью определения параметров сужения вены, выявления фиброзной ткани в просвете. Этот метод считается ключевым для диагностики синдрома Мэя-Тернера.
4. МР-ангиография. Предназначена для оценки характеристик кровотока в венах и позволяет визуализировать коллатеральные сосуды.
Также в программу обследования может быть включена гемограмма с определением количества тромбоцитов и коагулограмма, что позволяет определить риск появления тромбов. Плюс проводится клинический и биохимический анализы крови для оценки общего состояния организма.
Тактика лечения при синдроме Мея-Тернера зависит от стадии болезни. Если клинические проявления компрессии отсутствуют, пациенту рекомендуется динамическое наблюдение. Иначе говоря, врач проводит регулярные консультации и диагностику, отслеживания изменения в состоянии сдавленной вены.
При наличии симптомов синдрома Мея-Тернера основной метод лечения – эндоваскулярное стентирование. Это оперативное вмешательство, подразумевающее введение в сосуд специальной металлической конструкции, именуемой стентом. Он создает внутри вены жесткий каркас, что позволяет расширить просвет, восстановить нормальный ток крови и затормозить прогрессирование венозной недостаточности.
После эндоваскулярного стентирования назначается ношение компрессионного трикотажа. Класс компрессии и продолжительность использования таких чулок определяет врач.
Также флеболог назначает фармакотерапию, подразумевающую довольно продолжительный прием антикоагулянтов и/или антиагрегантов. Это необходимо, чтобы предотвратить образование тромбов и возникновение тромбоэмболии.
Еще одна важная часть реабилитационного периода – систематические консультации флеболога и повторное поведение ультразвукового сканирования сосудов. Динамическое наблюдение нужно, чтобы оценить результаты операции, а также для отслеживания состояния и положения стента.
При своевременном проведении операции, эндоваскулярное стентирование обеспечивает успешное лечение синдрома Мея-Тернера. Правильно установленный стент способствует восстановлению кровотока и препятствует дальнейшему прогрессированию гемодинамических нарушений.
В случае, если больной не получил корректную медицинскую помощь, велика вероятность развития хронической венозной недостаточности или тромбоза вен.
Что касается специфической профилактики синдрома Мэя-Тернера, то она не разработана, поскольку заболевание редкое и малоизученное. Но при появлении первых признаков патологического процесса нужно сразу обратиться к флебологу. Чем раньше будет выявлена проблема и проведено лечение, тем ниже риск развития тяжелых осложнений.