Медицинский словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Здравоохранение

 

Здравоохранение — система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Характер и содержание здравоохранения зависят от способа производства, степени развития производительных сил, уровня развития науки и техники в целом и медицинской науки в частности. Господствующие производственные отношения и социальный строй определяют степень ответственности общества за решение проблем охраны здоровья народа, а также теоретический и организационный принципы здравоохранения. В то же время в рамках одной и той же социально-экономической формации в связи со сложившимися историческими традициями, особенностями политического строя, уровнем экономического развития и другими факторами могут существовать различные формы организации здравоохранения. Степень выполнения здравоохраненительных функций по охране здоровья населения во многом зависит от его материально-технической базы, наличия квалифицированных медицинских кадров, уровня развития медицинской науки. Однако влияние развития науки и техники на состояние медпомощи населению ограничивалось и ограничивается степенью внедрения их достижений в повседневную медицинскую практику, что в конечном счете определяется заинтересованностью государства в охране здоровья различных групп населения. Поэтому история здравоохранения, вплоть до сегодняшнего дня, знает много примеров несоответствия состояния здравоохранения возможностям, предоставляемым достижениями науки и техники. 3дравоохранение является наиболее гуманной сферой деятельности человека; оно оказывает заметное влияние и на экономику государства. Предупреждение и своевременное эффективное лечение болезней позволяет сохранять трудовые ресурсы общества и тем самым предотвращать или уменьшать материальные потери, возникающие в результате отрыва рабочего или служащего от выполнения своих обязанностей. Здравоохранение в России. На территории России элементы здравоохранения существовали еще у древних славян. В Киевском государстве санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших во время эпидемий, павших в боях уже в 9 в. уделяется особое внимание. С распространением христианства выполнение функций здравоохранения берет на себя церковь. Однако, в отличие от стран Западной Европы, Киевское государство не стояло в стороне от церковной благотворительности, а, напротив, юридически и финансово укрепляло ее. Так, бесплатное лечение и призрение больных, убогих, вдов и сирот, управление больницами и банями Уставом Великого князя Владимира (996) было возложено на церковь. Финансовое обеспечение этой деятельности было решено введением Ярославом Мудрым в 1096 г. специального налога — десятины в пользу бедных, сирот и больных. В 11—12 вв. на Руси были достигнуты несомненные успехи в вопросах санитарного благоустройства, водоснабжения и т. п., о чем свидетельствуют, в частности, археологические находки в Новгороде, Пскове и других городах. Однако наступивший в конце 12 в. период феодальных междуусобиц и последовавшее за ним татаро-монгольское иго приостановило развитие здравоохранения на Руси; только после ликвидации раздробленности, освобождения от татаро-монгольского ига и образования централизованного Московского государства наметились некоторые сдвиги в развитии здравоохранения.

Уже при Иване III были установлены меры по борьбе с эпидемиями. Интересы развития торговли заставили Ивана IV принять меры по благоустройству торговых городов и расширить борьбу с эпидемиями. Были предприняты первые шаги по медицинскому обеспечению армии. В 1581 г. открылась первая придворная аптека. Почти одновременно учреждается Аптекарская палата — учреждение, ведавшее придворными врачебными делами, которое вскоре было преобразовано в Аптекарский приказ — первый орган управления медицинским делом в государстве. Реформаторская деятельность Петра I во многом способствовала развитию здравоохранения в России. При Петре I была создана система медицинско-санитарного обеспечения армии, значительно увеличилось число врачей, лечебных и аптечных учреждений, организованы военные госпитали и гражданские больницы в Москве, Петербурге и других городах, изданы многочисленные законодательные акты, касающиеся противоэпидемич. мероприятий, организации медицинско-санитарного дела, регламентации медицинской практики и др.

Созданием первой госпитальной школы в 1707 г. было положено начало подготовке отечестве иных медицинских кадров. Процесс централизации управления здравоохранением был завершен организацией медицинскойканцелярии. С развитием промышленного производства возникла потребность в медпомощи на заводах, особенно государственных. Начиная со строительства Ижорского завода (1717), на государственных заводах стали создаваться для рабочих «избы для скорбящих» с лекарем и с аптекой. Больные содержались за счет вычета у рабочих 1% заработка, а также за счет штрафных сумм и пожертвований. Эта форма медицинской помощи, так называемая фабрично-заводская медицина, не получила, однако, в дальнейшем широкого распространения.

При ближайших преемниках Петра | и в течение всего 18 в. деятельность государства в области здравоохранения была направлена на борьбу с эпидемиями, на расширение сети лечебных учреждений в городах и увеличение численности медицинских кадров. Особенно много в этом отношении сделал П. 3. Кондоиди (президент медицинской канцелярии, 1753— 1760 гг.), проведший реформу медицинского образования и уделявший, в частности, много внимания подготовке повивальных бабок (акушерок). Наиболее важным мероприятием по созданию системы подготовки отечественных медицинских кадров явилось открытие по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета (1755) и медицинского факультета при нем (1764). Передовые материалистические идеи М. В. Ломоносова оказали огромное влияние на формирование взглядов основоположников первых оригинальных отечественных научных медицинских школ. В 1763 г. медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию во главе с президентом из числа придворных сановников. Коллегия делилась на 2 департамента, один из которых заведовал «делами учеными», а другой — административными и финансово-хозяйственными. Основной заботой коллегии была борьба с непрекращающимися эпидемиями. В 18 в. произошли некоторые сдвиги в области 3., например в начале века в России имелось 150 врачей, а к 1802 г. только на гос. службе состояло 1519 врачей. В 1803 г. Медицинская коллегия была упразднена. По примеру Франции управление здравоохранением было сосредоточено в министерстве внутренних дел. При этом функции созданного медицинского департамента сводились к санитарно-полицейским, обеспечением же медпомощи населению занимались различные ведомства, причем координация деятельности этих ведомств отсутствовала. В условиях крайнего недостатка медицинских кадров и лечебных учреждений такая децентрализация руководства здравоохранения неблагоприятно сказалась на состоии медпомощи населению.

Своеобразной и, по существу, первой в истории специальной медицинско-санитарной организацией, предназначенной для оказания медпомощи сельскому населению, стала так называемая земская медицина. После отмены крепостного права с 1864 г. в 34 губерниях было введено так на5пзываемое земское самоуправление, созданы губернские и уездные земские учреждения. Хотя по существу земские учреждения не имели достаточных административных полномочий (вся полнота административной власти была сосредоточена в руках губернатора) и материальных средств, они много сделали для развития культуры, просвещения и здравоохранения в некоторых сельских районах России. Это связано прежде всего с тем, что передовые деятели русской интеллигенции активно участвовали в работе земских учреждений; только их самоотверженности и бескорыстию земская медицина обязана своими успехами. Несомненным достижением земской медицины явилось создание внебольничной (преимущественно фельдшерской) помощи сельскому населению, введение бесплатной медпомощи крестьянам в ряде земств, расширение сети больниц, организация земских лечебниц и известное приближение стационарной врачебной помощи к сельскому населению. Деятели земской медицины в рамках имевшихся в их распоряжении ограниченных возможностей проводили противоэпидемические мероприятия, организовывали борьбу с эпидемическими болезнями. Земской медицине принадлежит заслуга организации земских санитарных бюро, проведения глубоких санитарно-статистических исследований, разработки и внедрения принципа участковости, который был воспринят и развит на новых социально-экономических основах советским здравоохранением. Однако ограниченные материальные, правовые и кадровые возможности, зависимость от руководства земств, во главе которых стояли главным образом представители дворянства, лишили земскую медицину возможности решить такие кардинальные вопросы здравоохранения, как организация общедоступной лечебно-профилактической помощи сельскому населению, организация родовспоможения и медицинского обслуживания детского населения, санитарное благоустройство сельских населенных пунктов и др.

В 80-х гг. в связи с преобразованием городского самоуправления получила развитие так назывемая городская медицина. В ведение органов городского самоуправления в области здравоохранения входило строительство лечебных учреждений и руководство ими, развитие средств врачебной помощи, организация и проведение противоэпидемических мероприятий и санитарное благоустройство городов. Городской думе предоставлялось право издавать постановления, касающиеся противоэпидемических мер, санитарной охраны воды, санитарных условий в помещениях для продажи пищевых продуктов, санитарного состояния фабричных и ремесленных заведений и др. Однако законом не устанавливалось определенной ответственности за невыполнение этих постановлений; кроме того, право издавать санитарные постановления было весьма ограничено общим правовым положением городских самоуправлений, весьма стесненных в своей деятельности постоянным административным вмешательством полицейских властей. Городская медицина практически не выполнила возложенных на нее задач.

Рост забастовочного движения и крестьянских волнений и особенно революция 1905—1907 гг. заставили правительство объявить о «гражданских реформах». В 1912 г. был принят закон о больничных кассах, однако он не решил проблем социального страхования и оказания медпомощи рабочим. В 1912 г. по настоянию Государственной думы была создана межведомственная комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства. Комиссия собрала большой материал о состоянии здравоохранения в России и высказалась за создание главного управления государственного здравоохранения на правах минисиерсва. Однако и это предложение было отвергнуто. Первая мировая война привела к значительному ухудшению организации медпомощи населению, парализовала и привела в упадок земские и городские медицинские учреждения. Политический и хозяйственный кризис, развившийся в связи с затянувшейся войной, недостаток продуктов питания, ухудшение жилищных условий и др. тяжело отразились на санитарном состоянии страны. Февральская революция не внесла каких-либо радикальных изменений в дело охраны здоровья населения.



© 2007-2012 Медицинский словарь Rambler's Top100