Медицинский словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Речь

 

Речь — специфическая функция человека, возникшая в процессе общественного труда как средство общения между людьми. Человек воспринимает предметы и явления окружающего мира непосредственно, с помощью органов чувств, и посредством слов. Благодаря словесной сигнализации, т. е. речи, человек может воспринимать действительность отвлеченно, мысленно.

Различают речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внешняя речь служит главным образом целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятой слушателем. Внутренняя речь, непроизносимая и ненаписанная, т. е. для себя, играет важнейшую роль в процессах сознания, самосознания, мышления. Письменная речь (письмо и чтение) функционально тесно связана с внутренней речью (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя).

Деятельностью периферического речевого аппарата, состоящего из мышц языка, губ, мягкого неба, гортани и дыхательной мускулатуры, управляет кора головного мозга. Органы, осуществляющие функцию речи, обеспечивают произнесение членораздельных звуков — артикуляцию. Первые попытки артикуляции появляются у ребенка на 2—3-м месяце жизни. Однако понимание слов и выработка правильных реакций на них начинается не раньше 8-го месяцев, а артикуляция отдельных слов — с 11 — 12-го месяцев жизни. Фразы из двух слов ребенок начинает произносить с 15— 18-го месяца.

Ребенок при нормальном развитии овладевает артикуляцией на основе слухового восприятия речи окружающих; даже при незначительных нарушениях слуха овладение речью у ребенка затрудняется.

Расстройства речи чаще возникают в детском возрасте вследствие тугоухости и полной потери слуха (см. Глухота), дефектов и повреждений речевого аппарата, общих заболеваний (инфекции, нарушения функции желез внутренней секреции и прочего), поражений центральной и периферической нервной системы и т. д. Расстройства речи являются одним из симптомов заболевания или одним из его последствий. Расстройства речи у детей могут возникать также вследствие неправильной речи окружающих. Основные виды речевых расстройств следующие: 1) заикание, при котором плавное течение речи прерывается кратковременными непроизвольными остановками и повторениями звуков; 2) косноязычие, при котором речь становится невнятной, с пропусками или неправильным произнесением отдельных букв и слогов; 3) гнусавость, когда утрачивается звучность голоса и он принимает носовой оттенок, а также искажается произношение звуков; 4) тахилалия — чрезмерно быстрая речь; возникает при неправильном речевом воспитании и при невротических состояниях; 5) афазия, возникающая при поражении речевых центров головного мозга,— затруднение или невозможность произнесения слов при сохранении понимания речи и сохранности периферического аппарата речи; возможно также нарушение понимания речи при сохранении способности говорить; 6) дизартрия, при которой расстройства произношения звуков возникают вследствие заболеваний головного мозга или периферической нервной системы; 7) немота, которая может быть следствием глухоты или связана с поражением или недоразвитием речевых центров мозга при нормальном слухе; 8) афония — отсутствие звонкого голоса. Расстройства устной речи часто сопровождаются расстройствами письма и чтения.

Лечение расстройств речи проводится совместно врачом и педагогом, исправление недостатков речи — логопедом.



© 2007-2012 Медицинский словарь Rambler's Top100