Медицинский словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Осанка

 

Осанка — привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. При нарушении осанки (рис. 1), особенно в период роста, могут возникать стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

Видами неправильной осанки являются сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника. При сутулости, которая обусловлена слабым развитием мышц спины, грудной отдел позвоночника значительно равномерно выступает кзади («круглая спина»), голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. Вялая осанка проявляется такими признаками, как опущение головы, уплощение грудной клетки, отставание от спины лопаток, сведение плеч, согнутые в коленях ноги.

К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания и в первую очередь такие, как рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также неправильная организация режима, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома (рис. 2), парта в школе, неправильное ношение книг (рис. 3) и т. д.

Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправлять ее. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у всех детей. Важное значение при этом имеет своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с физическим развитием. Необходимо внушать ребенку, чтобы он сам контролировал свою осанку. Не следует допускать, чтобы дети спали в мягкой постели и постоянно на одном и том же боку. Не рекомендуется в первые месяцы жизни подкладывать ребенку под голову подушку. До 3-месячного возраста ребенка нельзя держать в вертикальном положении, до 6 мес.— сажать, до 9—10 мес.— надолго ставить на ножки. Во время обучения ходьбе нужно использовать специальные приспособления — вожжи. Когда ребенок научится ходить, с ним не следует совершать длительные прогулки. Необходимо следить за тем, чтобы дети подолгу не сидели на корточках, надо избегать длительного сидения детей за столом, на коленях у взрослых. Во время занятий и приема пищи следует обращать внимание на посадку ребенка. Она может быть правильной только в том случае, если мебель соответствует росту и пропорциям тела. Для предупреждения развития неправильной осанки обязательно нужно проводить профилактику плоскостопия, т. к. уплощение стопы нарушает опорную функцию нижних конечностей, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Режим ребенка должен быть построен таким образом, чтобы рационально сочетались подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению мышечного аппарата ребенка. В возрасте 14/2—2 мес. рекомендуется начинать массаж (см. Грудной ребенок). Упражнения со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3—4 мес., когда физиологии, напряжение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук становится одинаковым. С детьми 3 лет и старше проводят гимнастич. упражнения, подвижные игры, утреннюю гимнастику, совершают прогулки (см. Дошкольный возраст, Школьный возраст). Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физич. нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом необходимо обращать внимание на освещенность комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус (см. Закаливание организма). При сутулости полезно заниматься плаванием. Огромное значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, сутавы ребенка. См. также Искривление позвоночника.



© 2007-2012 Медицинский словарь Rambler's Top100