Медицинский словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Игрушки

 

Игрушки — предметы детских игр и самостоятельной деятельности детей. Используются в целях всестороннего, гармоничного воспитания, приобщения детей к труду и активному отдыху. В играх ребенок развивается, познает мир, наследует опыт, накопленный поколениями.

Игрушки должны быть идеологически выдержаны, педагогически целесообразны, художественно совершенны и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными.

Игрушки — активное средство педагогия, воздействия на ребенка. Влияние Игрушек на детей и их отношение к ним зависят от воспитательной позиции взрослых, задач воспитания в обществе.

Для своевременного и всестороннего развития детей необходимо отбирать Игрушки, которые приспособлены к деятельности ребенка, соответствуют его психическому и физическому развитию, помогают формированию его способностей, навыков и т.д. Хороши те Игрушки, которые могут быть интересны и полезны ребенку на протяжении всего детства.

За разработкой и производством Игрушек установлен санитарный надзор. По форме и конструкции Игрушки должны быть удобными и безопасными: во избежание травматизма они не должны иметь острых выступающих углов и краев, шероховатых поверхностей, легко отделяемых мелких деталей, что особенно важно для Игрушек, которыми пользуются маленькие дети, т.к.эти детали могут быть, проглочены, заткнуты в нос, уши. В грудном возрасте Игрушки способствуют повышению двигательной активности и развивают навыки ориентирования (см. Грудной ребенок).

В первые 2—3 месяца жизни ребенка Игрушки важны для развития органов чувств, накопления ребенком зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Для этих целей необходимы яркие, крупные, контрастных цветов подвески, погремушки из дерева, колокольчики, бубенчики. В минуты бодрствования, после кормления, ребенку можно показать Игрушки на расстоянии 70—80 см от глаз, добиваясь сосредоточения на ней взора, провести ее перед ребенком, формируя слежение, позвенеть колокольчиком, держа ребенка на руках и побуждая его повернуть голову в сторону звука. В период от 2—3 до 7—8 месяцев жизни ребенку Игрушки необходимы для формирования предметно-ознакомительной деятельности, а затем предметно-отобразительной игры, в процессе которых обогащается опыт ребенка, формируется его познавательная активность, усваиваются способы действий с предметами. В этот период используют Игрушки из разных материалов (ткани, дерева, резины, твердых и мягких пластмасс), приятных для ребенка и поддающихся санобработке. Ребенок учится хватать, удерживать, обследовать Игрушки, достает их из разных положений, подползает к интересующим его Игрушкакм, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Важны Игрушки, которые ребенок видит, слышит и осязает одновременно всеми органами чувств и которые привлекают его внимание разнообразием форм, цвета, мелодичным звучанием. Вначале это подвески, погремушки, затем Игрушки на шнурках для действия двумя руками, конусы, шары, фигурки людей и животных, матрешки, неваляшки, пирамидки, кубики, мячи, дудочки, юла. Ребенку не рекомендуется давать одновременно более 1—2 игрушек. Периодически Игрушки необходимо менять.. Следует возможно чаще мыть И., а при необходимости и дезинфицировать, т. к. все, что попадает ребенку в руки, он обязательно берет в рот. Непременным условием является стойкость окраски Игрушки.

В возрасте от года до трех лет (см. Дошкольный возраст) детям подбирают такие наборы Игрушек, которые позволяют им познавать назначение предметов, их функции, учиться использовать их как орудия труда. Занятия с пирамидками, строительными наборами, куклами, расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с Игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движений. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а Игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления. При этом важны атрибуты детских ролей — шапочка, термометр, стетоскоп врача, повязка с крестом медсестры, колпак и фартук повара, телефон и т.п. Игрушки даются детям в соответствии с режимом дня: утром — новые Игрушки, вызывающие интерес и общее возбуждение, днем — Игрушки для сосредоточенной игры, вечером — спокойные настольные Игрушки, матрешки, кубики. Периодически одни Игрушки заменяют на другие.

В возрасте от 3 до 7 лет необходимы Игрушки для игры ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни: магазин, железная дорога, космодром, робот и другие. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребенка, объединения детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

Игрушки дошкольников следует хранить в спецециальных уголках для игр. Ребенок выбирает необходимые для игры Игрушки и убирает их на место по окончании игр. Куклы, фигурки животных следует не просто хранить, а устраивать жилища, в которых они «живут»,— кукольные дома, зоопарк и т. д.

Школьникам (см. Школьный возраст) нужны сложные, управляемые Игрушки и целые системы их, позволяющие соревноваться в ловкости. Тематические и универсальные конструкторы, наборы для опытов по химии, физике постепенно развивают элементы технического творчества, формируют у ребенка интерес к будущей профессии. Для тех же целей служат сборные модели технических Игрушек, полуфабрикаты Игрушек (модели). Большое место занимают Игрушки, побуждающие детей к движению: спортивные игры, кегли, мячи, прыгалки. С возрастом на смену Игрушкам придут спортивные снаряды, лыжи, велосипед, коньки, бадминтон и другие. Кукольный театр вплотную подводит детей к сценическому искусству. Увлекаются школьники и интеллектуальными играми (шашки, шахматы, головоломки, настольные игры и другие). Подросток постепенно приобщается к совместной со взрослыми деятельности, которая нередко влияет на выбор будущей профессии. За Игрушками требуется уход. Резиновые, пластмассовые Игрушки моют мылом в горячей воде (при температуре не ниже 50°) с применением 2% раствора соды (гидрокарбоната натрия) и последующим промыванием в проточной воде. Металлические Игрушки обмывают горячей водой (не ниже 80°) и высушивают. Мягкие набивные Игрушки чистят в химчистке; кукольную одежду стирают и проглаживают.

В любом возрасте детям нужны не только готовые Игрушки, но и материалы для создания игрушек-самоделок и инструменты для всех видов творчества. У девочек это швейные и вязальные машины, наборы для вышивания, у мальчиков токарные игрушечные станки, наборы слесарных и других инструментов, материалы для выпиливания и т. д. К созданию игрушек-самоделок детей привлекают рано. Вначале ребенок является свидетелем возникновения такой Игрушки в руках родителей; постепенно он становится соисполнителем,внося свою долю в ее создание. Со временем расцветает детская самостоятельная творческая деятельность. Игрушки, сделанные самими детьми, бывают очень часто самыми любимыми. Игрушки являются произведениями декоративно-прикладного искусства. Они способствуют развитию детского художественного творчества. Народные Игрушки приобщают ребенка к лучшим традициям национальной культуры своей страны и народов мира, служат памятными подарками и украшают интерьеры квартир и детских общественных учреждений. Новые образцы Игрушки создаются художниками-дизайнерами по заданиям педагогов и утверждаются художественно-техническими советами.



© 2007-2012 Медицинский словарь Rambler's Top100