Медицинский словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Грудной ребенок

 

Грудной ребенок — ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности (условно до 4 недель после рождения) и период грудного возраста, или младший ясельный (от 4 недель до 1 года). В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребенка, от чего во многом зависит дальнейшее умственное и физическое развитие ребенка. В этом возрасте организм ребенка еще недостаточно развит, органы его несовершенны, он очень восприимчив к различным заболеваниям и поэтому нуждается в особенно тщательном правильном уходе.

Период новорожденности. В период новорожденности ребенок только начинает приспосабливаться к окружающему миру. У доношенных этот период протекает гораздо легче, чем у недоношенных (см. Недоношенный ребенок). Доношенным считается ребенок, родившийся после 39 недель беременности. Вес доношенного новорожденного — 3500 ± 450 г (для мальчиков) и 3300 ± 460 г (для девочек); рост — 48—52 см. На вес и рост ребенка оказывают влияние многие факторы: состояние здоровья, режим и питание матери во время беременности, возраст и физическое развитие родителей, характер их труда и др. После рождения и перевязки пуповины в организме ребенка происходит ряд важных изменений: с первым криком расправляются легкие, и ребенок начинает самостоятельно дышать, изменяется кровообращение, прекращается поступление питательных веществ и кислорода через плаценту из организма матери, изменяется обмен веществ, начинают выделяться кал и моча. Оказывает влияние на новорожденного и температура окружающей среды. Все это обусловливает так называемую нормальную физиологическую потерю веса в пределах 100—300 г (6—8% от веса при рождении) в первые 3—5 дней после рождения. К концу 2-й недели большинство детей восстанавливает свой вес при рождении.

Кожа новорожденных нежная, розовая, бархатистая на ощупь, эластичная и очень легко повреждается. При неправильном уходе появляются опрелость, гнойнички, которые могут быстро распространяться. Первые два дня у новорожденных отмечается покраснение кожи, которое затем самостоятельно проходит, и появляется шелушение. У многих новорожденных со 2—3-го дня появляется желтуха, называемая физиологической, которая постепенно исчезает в конце 1-й — начале 2-й недели жизни. Она возникает вследствие незрелости печени новорожденных и никакого лечения не требует. Необходимо, однако, помнить, что в ряде случаев желтуха может быть патологической и явиться первым симптомом гемолитической болезни новорожденных. У некоторых детей на затылке, верхних веках, между бровями могут появляться красные пятна (расширение сосудов кожи), на носу — белые точечки; все эти явления самостоятельно исчезают в первые месяцы жизни. Голова новорожденных покрыта волосами длиной до 2 см, ресницы и брови почти незаметны; ногти плотные. Подкожный жировой слой развит хорошо, особенно на щеках, туловище. При прохождении через родовые пути матери в ряде случаев может возникнуть ограниченная отечность мягких тканей головы новорожденных, так называемая родовая опухоль, исчезающая в первые два-три дня жизни ребенка. Как у девочек, так и у мальчиков в конце первой недели часто появляется увеличение и нагрубание грудных желез, их болезненность (см. Грудница новорожденных).

Роднички у грудного ребенка

Кости новорожденных содержат мало солей, поэтому они мягки и эластичны, легко искривляются при неправильном уходе (если ребенка сажают в подушки, рано ставят на ноги и т. д.). Кости черепа также мягкие, не сращены друг с другом, в соединениях трех или четырех костей остаются мягкие участки — так наз. роднички (рис. 1). Различают большой родничок и малый. Большой родничок образован теменными и лобной костью, размеры его 1,8—2,6 X X 2—3 см, закрывается, как правило, к году. Малый родничок у большинства детей к рождению бывает закрыт. У доношенного новорожденного окружность головы на 1—2 см больше окружности груди, туловище длиннее, чем ноги, руки длиннее ног, длина головы составляет 1/4 длины тела. Во время родов из-за мягкого соединения костей черепа форма головы новорожденного может изменяться, что облегчает роды. Через несколько дней форма головы становится обычной.

Мышечная система у новорожденных сформирована, но двигательные навыки вследствие незрелости нервной системы отсутствуют. Движения бессознательны, преобладает сокращение мышц — руки согнуты в локтях, ноги притянуты к животу. Мускулатура развита слабо, голову новорожденные не держат.

Носовые ходы у новорожденных узкие, покрывающая их слизистая оболочка нежная, содержит большое количество кровеносных сосудов, поэтому при насморке она становится отечной, выделяется много слизи, что может вызвать нарушение носового дыхания. Ребенок становится беспокойным, плохо сосет грудь. В таких случаях необходимо срочно обратиться к врачу. Ребра у новорожденных расположены горизонтально, грудная клетка бочкообразной формы, дыхательные мышцы развиты слабо, вследствие этого дыхание у них поверхностное и происходит во многом при помощи грудобрюшной перегородки — диафрагмы. Поэтому необходимо постоянно следить за регулярным опорожнением кишечника ребенка (т. к. переполненный кишечник давит на диафрагму), не пеленать его туго. Дыхание у новорожденных начинается сразу после рождения, «с первым криком», число дыханий 40—60 в 1 мин., учащается даже при незначительном возбуждении.

Сердечно-сосудистая система новорожденных полностью сформирована, но развитие ее не завершено. Частота пульса у новорожденных до 120—140 ударов в 1 мин. (в первые дни жизни может быть временное замедление пульса до 70—80 ударов в 1 мин.). Пульс очень изменчив (при крике, кормлении грудью может достигать 160—200 ударов в 1 мин.). Вес сердца относительно велик и составляет около 0,8% веса тела (20—24 г).

Пищеварительная система новорожденного незрелая в функциональном отношении, но в связи с повышенным обменом веществ несет большую нагрузку. Поэтому даже небольшие погрешности во вскармливании могут вызвать диспепсию. Полость рта приспособлена для сосания: язык относительно большой, на деснах слизистая оболочка образует складку, что обеспечивает герметичность полости рта.

Слюны в первое время выделяется мало. Длина пищевода новорожденного — около 10 см, мускулатура его развита слабо, он широко сообщается с желудком, который расположен почти горизонтально.

Все это способствует легкому поступлению молока обратно в пищевод из желудка. Поэтому частые необильные срыгивания у новорожденного не всегда связаны с заболеванием. Емкость желудка вначале небольшая, к концу 2-й недели увеличивается до 80 мл. Железы, расположенные в желудке и кишечнике, вырабатывающие вещества, необходимые для переваривания пищи, недостаточно развиты, поэтому желудочно-кишечный тракт новорожденного лучше всего приспособлен к приему грудного молока. Мышцы кишечника, его перистальтика (червеобразные движения кишечника, способствующие продвижению пищи) развиты также недостаточно. Вследствие этого газы не всегда отходят самостоятельно, часто возникает вздутие кишечника (метеоризм), поэтому необходимо тщательно следить за стулом ребенка, его регулярностью. В первые часы и дни жизни у новорожденного выделяется так называемый первородный кал (меконий), который имеет вид густой массы темно-оливкового или темно-зеленого цвета. Отхождение мекония в большинстве случаев прекращается на вторые сутки, а с четвертых суток начинает выделяться обычный для новорожденных кал желтовато-золотистого цвета с кисловатым запахом. В первые недели жизни стул бывает 4—5 раз в сутки, в нем могут быть небольшие примеси зелени и белых комочков.

Почки и мочевыводящие пути сформированы и развиты достаточно хорошо, но в первые несколько дней функция их снижена (число мочеиспусканий до 5—6 раз в сутки). Начиная со 2-й нед. почки начинают функционировать более интенсивно (число мочеиспусканий до 20—25 раз в сутки). Такая частота мочеиспусканий во многом объясняется тем, что мочевой пузырь новорожденного имеет небольшой объем, а стенки его еще недостаточно растяжимы.

Половые органы у новорожденных сформированы — у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Необходимо помнить, что у девочек в конце первой недели жизни в редких случаях могут появиться слизистые или кровянистые выделения из половой щели, которые проходят самостоятельно через 1—2 дня. У мальчиков в те же сроки может появиться отечность мошонки. Это связано с проникновением в организм новорожденных через плаценту или с грудным молоком особых веществ (гормонов), которые вырабатываются половыми железами матери. В это время ребенок требует более тщательного ухода: необходимо чаще менять белье, подмывать половые органы слабым (розовым) раствром перманганата калия (марганцовокислого калия). При выделениях, продолжающихся более 2 дней, необходимо обратиться к врачу.

Нервная система еще недостаточно развита. Большую часть суток новорожденные спят, просыпаясь только от голода ила неприятных ощущений (холод, мокрое белье, вздутие живота и т. д.). У детей этого возраста развиты только так называемые врожденные рефлексы — сосательный, хватательный, глотательный, мигательный, защитный и др., которые могут вызываться при обследовании врачом. Хорошо развиты вкусовые ощущения; обоняние, зрение, слух развиты хуже, но на резкие слуховые и световые раздражения новорожденный реагирует беспокойством и криком. В первые дни жизни дети не фиксируют взгляд, что иногда пугает родителей. Движения новорожденного хаотичны и некоординированны. К 7—10-му дню после рождения начинают образовываться условные (приобретенные при жизни) рефлексы, в основном связанные с приемом пищи.

Уход за новорожденным. В родильном доме все мероприятия по уходу за ребенком проводятся медицинским персоналом. Дома все необходимое нужно приготовить заранее. Комната, где будет находиться ребенок, должна быть, по возможности, светлой и сухой, ее необходимо постоянно проветривать и убирать. Ненужные вещи нужно вынести. Заранее должны быть куплены детская кроватка (держать ребенка все время в коляске нежелательно), ванночка, коляска, термометр для измерения температуры воды. Перед приходом матери с ребенком кз роддома необходимо провести тщательную уборку всей квартиры. Затем влажная уборка должна проводиться постоянно, каждые 3 часа комнату необходимо проветривать в течение 10—15 мин., температуру поддерживать на уровне 19—22°. В теплое время года форточка или окно должны все время быть открытыми. В комнате, где находится новорожденный, нельзя курить, готовить пищу и т. д.

Предметы ухода за новорожденным должны находиться на столике рядом с кроваткой; их прикрывают марлей или салфеткой. Необходимые предметы ухода: стерильное вазелиновое масло — 1 флакон; стерилизованная вата — 1 пачка, соски — 6 штук, термометр для измерения температуры — 1, термометр для измерения температуры воды — 1, баллончик для клизмы — 1, грелка — 1, глазная пипетка — 2 шт., 2% раствор борной кислоты, свежеприготовленный, слабый раствор перманганата калия, свежеприготовленный, эмалированная кастрюля для кипячения сосок, раствор йода или бриллиантового зеленого — 1 флакон.

Белье для новорожденного нужно приготовить заранее. В комплект необходимого белья входят: пеленки хлопчатобумажные 70 X 100 см — 20—25 штук, пеленки из фланели 70 X 100 см — 12 штук, подгузники из марли 50 X 50 см — 20—25, клеенка 60 X 60 см — 2, пододеяльники и простыни — 4—6, распашонки хлопчатобумажные — 6—10, распашонки из фланели — 4—6, чепчики теплые и хлопчатобумажные — по 2—3, одеяла байковое, шерстяное и ватное — по 1, ползунки — 8—12.

Швы на пеленках и распашонках не должны быть грубыми. Все новые вещи необходимо выстирать и прокипятить. В дальнейшем все белье стирают по мере необходимости и проглаживают утюгом с обеих сторон. Стирают белье только детским мылом.

Постель. Ребенок должен иметь отдельную кровать. Ее ставят в светлом месте, вдали от отопительных приборов, дверей и окон, чтобы она не находилась на сквозняке. Для предупреждения искривления у ребенка позвоночника его кладут в кровать без подушки, не рекомендуется использовать ватные или пуховые матрацы. Матрац должен быть достаточно твердым и гигиеничным — волосяным, соломенным или из синтетического материала. Одеял должно быть три: байковое, шерстяное, ватное для прогулок в зимнее время.

Туалет новорожденного. Ежедневно утром необходимо тщательно осматривать кожу ребенка, умывать лицо и руки кипяченой водой. Ушные раковины протирают ваткой, смоченной кипяченой водой, а ушные слуховые отверстия очень осторожно ватным жгутиком. Кожные складки (шейные, паховые, подколенные, локтевые, за ушными раковинами) смазывают стерильным вазелиновым маслом или простерилизованным (прокипяченным) подсолнечным. Нос чистят ватным жгутиком (нельзя накручивать вату на палочку), смоченным в вазелиновом масле. Глаза протирают кусочком ваты, смоченным 2% раствором борной кислоты (1 чайн. л. порошка на стакан кипяченой воды), по направлению от наружного угла глаза к носу. При образовании на волосистой части головы корочек их смазывают вазелиновым маслом. Ногти на руках и ногах надо по мере необходимости стричь, предварительно протерев ножницы спиртом или одеколоном.

Уход за пупочной ранкой. Пупочная ранка заживает обычно в течение первой недели после рождения. За ее состоянием после выписки из роддома постоянно наблюдают детский врач и медсестра, без разрешения которых ребенка нельзя начинать купать. При купании в недостаточно зажившую пупочную ранку может попасть инфекция, что может вызвать ее нагноение с развитием пупочного сепсиса (заражение крови). В первые дни ежедневно 3—4 раза пупочную ранку необходимо обрабатывать раствором бриллиантового зеленого или перманганата калия. При появлении мокнутия пупка, его покраснении и при выделениях из него необходимо срочно обратиться к врачу и не применять домашних средств.

Пеленание. Перед пеленанием на стол кладут байковое одеяло, затем клеенку, фланелевую пеленку, хлопчатобумажную пеленку и, наконец, сложенный в треугольник подгузник. На ребенка сначала надевают хлопчатобумажную, а потом фланелевую распашонку, нижний край которых должен находиться на уровне пупка. Далее закрепляют подгузник и завертывают ребенка в хлопчатобумажную и фланелевую пеленки. Верхний край пеленок должен быть на уровне подмышечных впадин. Руки ребенка рекомендуется оставлять свободными. Чепчик или косынку на голову можно не надевать. В таком запеленутом состоянии новорожденный должен находиться все время. Если температура в комнате 19—22°, больше на ребенка надевать ничего не нужно. При слишком теплом укутывании на коже может появиться мелкая ярко-красная сыпь — так называемая потница, которая может нагноиться.

Купание. Перед первым купанием необходимо посоветоваться с врачом или сестрой, особенно если пупочная ранка еще не полностью зажила. Обычно купание разрешают через 2—3 дня после отпадения остатка пупочного канатика. В условиях города можно пользоваться водопроводной водой; если вода взята из реки, пруда или другого водоема, ее необходимо предварительно вскипятить. Воду нагревают до 37° и добавляют в нее раствор перманганата калия до слабо-розовой окраски (готовят концентрированный раствор перманганата калия, а затем добавляют необходимое количество прямо в воду). Необходимо внимательно следить за тем, чтобы в ванночку не попали нерастворившиеся кристаллики. Температура в ванной комнате должна быть 22—24°. Перед купанием ванночку необходимо вымыть горячей водой с мылом и обдать кипятком. Купают новорожденных ежедневно. Лучше это делать перед последним вечерним кормлением. Продолжительность купания 5—7 мин. С мылом ребенка купают 2—3 раза в неделю. Лучше пользоваться детским мылом, причем намыливать ребенка нужно рукой, т. к. губкой можно повредить кожу. В воду ребенка опускают осторожно, положив его голову и спинку на левую руку, а правой поддерживают ягодицы и ножки. Затем правую руку освобождают, кисть левой руки перемещают в левую подмышечную впадину ребенка, а его спинку и головку поддерживают левым предплечьем. Правой свободной рукой его моют. После купания ребенка необходимо ополоснуть кипяченой водой 36—37° и чистой проглаженной простыней обсушить его (промокая, но не вытирая кожу). Для мытья ребенка можно приобрести специальную подставку для детской ванночки.

Прогулки. Гулять с ребенком рекомендуется ежедневно в любое время года. Чистый прохладный воздух улучшает аппетит, укрепляет кожу и легкие и предохраняет от различных заболеваний. Свежий воздух и солнце — одни из основных факторов, предупреждающих развитие рахита. Гулять с ребенком летом начинают с первых дней после выписки из роддома, а зимой — со второй недели пребывания дома. Одевают ребенка для прогулки в зависимости от погоды. Зимой поверх домашней одежды надевают теплую рубашку и байковое одеяло, а потом завертывают в ватное или шерстяное одеяло с пододеяльником. Лицо ребенка оставляют открытым. Первый раз выходят на прогулку только на несколько минут, даже летом гуляют не более 10 мин. Летом продолжительность прогулок можно увеличивать быстро (при хорошей погоде), зимой — на 5—10 мин. ежедневно. Продолжительность прогулки зимой не должна превышать 40 мин. в день, летом постепенно удлиняют пребывание на воздухе на целый день (за исключением жарких часов). Летом и во время прогулки ребенка необходимо поить водой.

Закаливание здоровых новорожденных фактически начинается с первых дней жизни: при пеленании не надо торопиться завертывать ребенка, можно оставить его обнаженным 1—2 мин.

Физиологические особенности новорожденного. Вследствие недостаточного развития у новорожденного различных органов и систем организма у него могут возникать состояния, которые часто пугают мать, хотя они являются обычными и порой не требуют вмешательства врача.

Плач — явление обычное, средство общения малыша с окружающим миром, поэтому он не должен пугать окружающих. Плач способствует развитию легких и дыхательной мускулатуры. Однако в любом случае к нему необходимо прислушиваться и стараться понять, что явилось его причиной. Наиболее частые состояния, при которых ребенок начинает беспокоиться и когда необходима помощь, следующие: мокрые пеленки, метеоризм, запоры, воспаление среднего уха (отит). Часто это просто просьба: «надоело лежать на одном боку», «хочу есть», «хочу пить», «жарко», «холодно», «плохо завернули в пеленки». Необходимо помнить, что крик может быть и проявлением какого-то заболевания, особенно если он пронзительный или тихий, стонущий, частый и длительный. В любом случае необходимо учитывать общее состояние ребенка, прибавку в весе и при любом сомнении посоветоваться с врачом.

Метеоризм — переполнение кишечника газами. Ребенок при этом становится беспокойным, «сучит» ножками, притягивает их к животу. Живот напряжен, при прикосновении к нему беспокойство ребенка усиливается. Необходимо периодически поглаживать живот ребенка по часовой стрелке, прикладывать теплую простыню, класть ребенка на живот. Если это не помогает, то с разрешения врача, очень осторожно вводят в задний проход газоотводную трубку, смазанную вазелином, на 15—20 мин.

Запоры. У новорожденных запоры бывают довольно часто, особенно при неправильном вскармливании или неправильном питьевом режиме. Нельзя допускать, чтобы стул отсутствовал более суток. При запоре ребенка можно или положить на живот, или поглаживать живот рукой по часовой стрелке, или приложить к животу теплую пеленку. Если это не помогает, делают очистительную клизму. Ребенок при этом должен лежать на боку с полусогнутыми ногами на пеленке с подложенной под нее клеенкой. Конец клизмы с баллончиком смазывают вазелиновым маслом и осторожно вводят в задний проход. Для очистительной клизмы используют кипяченую воду (30 мл) температурой 30°.

Срыгивания. У новорожденных это довольно частое явление. Возникновение их объясняется особенностями строения желудка и пищевода в этом возрасте; кроме того, при сосании дети часто заглатывают воздух, который затем выделяется и увлекает за собой молоко. Для предупреждения срыгиваний ребенка необходимо после кормления некоторое время подержать на руках вертикально или положить на живот. Но если ребенок срыгивает после каждого кормления или очень обильно, вплоть до рвоты «фонтаном», необходимо срочно обратиться к врачу.

Икота, как правило, проходит самостоятельно. При длительной икоте можно дать ребенку попить, уложить в кровать и не беспокоить его.

Опрелость чаще всего возникает при недостаточном уходе за ребенком, но может быть проявлением экссудативно-катарального диатеза (см. Диатез экссудативио-катаралъный). Она проявляется ярким покраснением кожи и ее мокнутием в области кожных складок, ягодиц. Для предупреждения опрелости необходимо после каждого испражнения ребенка поменять «му белье, а все складки в паху и ягодицы смазать вазелиновым маслом, или простерилизованным (прокипяченным) подсолнечным, или детским кремом. При выраженных проявлениях опрелости следует пеленать ребенка так, чтобы особенно покрасневшие участки кожи оставались открытыми на некоторое время. Во всех случаях, когда опрелость сильно выражена, необходимо обратиться к врачу. При сильном раздражении и ссадинах в области опрелости по рекомендации врача эти участки смазывают синтомициновой, стрептомициновой эмульсией или линиментами с теми же названиями.

Период грудного возраста. Период грудного возраста продолжается до одного года. Это период дальнейшего бурного роста и развития организма ребенка. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4—5-му мес. его вес удваивается, а к году — утраивается и достигает в среднем 10—11 кг. Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы ребенка: вначале он начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, начинает говорить первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка, еще не совсем совершенного, но со своими чувствами, переживаниями и заботами. В этом перлоде все органы и системы организма ребенка все более развиваются, однако в функциональном отношении довольно несовершенны и имеют свои особенности.

Как и у новорожденных, кожные покровы нежные, легко ранимые и требуют тщательного ухода. В первые 3—4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.

В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях; кости становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения. Большой родничок закрывается не позже чем к 1—1,5 годам. К 3—4 мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе процессы формирования скелета нарушаются, что может привести к появлению у ребенка рахита и других заболеваний. К концу первого полугодия (6—8 мес.) начинают прорезываться зубы, причем вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные, затем боковые, к концу года прорезываются и нижние боковые резцы. К концу года ребенок должен иметь 8 зубов. Прорезывание зубов — нормальное явление и само по себе никаких заболеваний вызвать не может, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, появлением жидкого стула. При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.

Мышечная система развита еще недостаточно, однако по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она все больше совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание мышц перестает быть преобладающим к 3—4 мес, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультурой.

По сравнению с новорожденными в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30—35 в 1 мин. Легкие в этом возрасте несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, поэтому при плохом уходе за ребенком легко возникают заболевания органов дыхания.

Сердечно-сосудистая система все более развивается и совершенствуется, нарастает вес сердца. Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление с возрастом увеличивается.

На первом году жизни органы пищеварения продолжают развиваться. К 4—6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. С 3—4-го мес. ребенку начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые ему продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, т. е. по мере совершенствования желудочно-кишечного тракта. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1—2 раза в сутки. Органы пищеварения несут нагрузку большую, чем у взрослых (на 1 кг веса ребенку требуется пищи в 2—2,5 раза больше, чем взрослому). При неправильном вскармливании в этом возрасте легко; развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Мочеполовая система продолжает также развиваться. Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается до 15—16 раз в сутки.

Развитие нервной системы ребенка на первом году жизни происходит очень быстро. К концу первого года вес мозга увеличивается в 2,5 раза. Происходит развитие органов чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, которая служит своего рода изолятором — на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение ребенка на руках, запах молока заставляют его крутить головой, искать грудь.

В возрасте 1 мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода — плакать, сосать пальцы. При близости материнской груди оживляется — поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами. При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 часов в сутки.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1—1,5 мин., лежа на животе приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему ребенок реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин. Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление — при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.

В возрасте 4 мес. ребенок свободно переворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони. Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется. В этом возрасте ребенок уже различает некоторые цвета. В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.

В возрасте 6 мес. самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Начинает произносить первые слоги: «ма», «ба» и т. д.

В возрасте 7 мес. ребенок свободно ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале, с рук на руки. Хорошо повторяет слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В возрасте 8 мес. свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной — появляется интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивое стремление достать его. Много играет с игрушками, рассматривает их, постукивает одной о другую и т. д. В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и т. д. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, Держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.

В возрасте 11—12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т. д. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас ребенка этого возраста около 10 слов. Спит он 14—16 час. в сутки.




© 2007-2012 Медицинский словарь Rambler's Top100