Медицинский словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Дошкольный возраст

 

Дошкольный возраст — период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно — вначале он замедляется до 4—6 см в год, а затем на 6—7-м году жизни ускоряется до 7—10 см в год (период так называемой первого физиология, вытяжения). Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см X п), где п — возраст ребенка. Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг X п), где п — возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6—7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5—6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью (см. Мебель, детская). Физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним необходимо постепенно и осторожно.

С 5—7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы примерно в том же порядке, что и в первые два года жизни (см. Грудной ребенок, Ясельный возраст). Чтобы этот процесс происходил правильно, следует постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий — 23—25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 — до 85—90 в 1 мин.

Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Питание. Желудочно-кишечный тракт у детей дошкольного возраста достигает значительного развития. Пищеварительные соки, вырабатываемые желудком и кишечником, содержат достаточное количество ферментов, способных переваривать довольно разнообразную пищу как животного, так и растительного происхождения. Поэтому питание детей старше 3—4 лет мало чем отличается от питания взрослых.

За завтраком и ужином ребенок должен получить по 25% общей суточной калорийности пищи, в обед — 30—35% , в полдник — 15—20%. Детям не следует давать такие продукты, как крепкий чай, кофе, острые соусы. В качестве приправы можно давать лук, чеснок, петрушку и другую зелень. Такие продукты, как крепкие бульоны, шоколад и шоколадные конфеты, торты и пирожные, апельсины, мандарины, следует ограничивать. Ребенок нуждается в достаточном количестве витаминов, белков, углеводов и других питательных веществ. Важно составить правильное меню. Блюда из мяса и рыбы лучше давать на завтрак и в обед. На ужин рекомендуются молочные продукты, блюда из крупы и творога. Для гарнира ко вторым блюдам лучше давать картофель и овощи. Если на первое был овощной суп, то гарнир для второго блюда можно приготовить из крупяных или макаронных изделий. Одно из блюд в каждое кормление должно быть горячим. Примерное меню для детей от 3 до 7 лет представлено в табл. 1. Меню для детей дошкольного возраста

С 3 лет дети могут принимать пищу вполне самостоятельно. При этом необходимо строго соблюдать режим питания; начинать принимать пищу ребенок должен не раньше чем через 30 мин. после игры или прогулки, а ужинать — за 2 часа до сна. Ребенок должен обязательно участвовать в подготовке к приему пищи — самостоятельно мыть руки, помогать накрывать на стол. Это не только настраивает его на еду, но и в определенной степени воспитывает самостоятельность и трудовые навыки. Желательно, чтобы и во время еды ребенок пользовался мебелью, соответствующей его возрасту.

Уход. Правильный уход за ребенком является важным фактором не только выработки у него необходимых гигиенических навыков, но и имеет огромное воспитательное значение.

Комната ребенка должна быть светлой, уютной, постоянно проветриваться (3—4 раза в сутки зимой, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть постоянно открыты), температура воздуха в ней должна быть 18— 20°. Необходимо все окружающие детей вещи и предметы содержать в чистоте и порядке; ребенка следует активно привлекать к уборке своей комнаты.

Нужно постоянно следить за осанкой ребенка, его позой во время игры, занятий за столом и т. д. Во время рисования, лепки, занятий с книгой расстояние от глаз до стола должно составлять 30—35 см. Мебель в комнате ребенка по возможности должна соответствовать его возрасту. Если мебель не соответствует возрасту ребенка, то ее нужно максимально приспособить и сделать более удобной — поставить скамейку под ноги, если стул высокий, сиденье поднять до такого уровня, чтобы локти свободно лежали на столе, и т. д. Для предупреждения плоскостопия в этом возрасте следует приучать ребенка к ношению обуви на невысоком каблуке.

Большое внимание в дошкольном возрасте должно уделяться обучению ребенка правилам личной гигиены, воспитанию у него привычки к чистоте и опрятности. Ребенка нужно постоянно приучать самостоятельно мыть руки, умываться, чистить зубы и т. д. Мыло, полотенце и другие принадлежности туалета располагают так, чтобы ребенок мог легко достать их. Моют ребенка и стирают его белье только детским мылом. Купать детей в возрасте 3—4 лет следует не реже 2 раз в неделю, а в 4—5 лет—не реже одного раза в неделю. Температура воды должна быть 36—38°, продолжительность купания 15—20 мин.

Ребенку устанавливают постоянный режим дня, который нужно строго соблюдать. Это не только способствует правильному и гармоничному развитию ребенка, но и приучает его к дисциплине, формирует представление об обязанностях. До 6 лет ребенок должен спать один раз днем. Подготавливать его ко сну нужно постепенно — успокоить после игры, проследить за вечерним туалетом и т. д. Перед сном комнату ребенка обязательно проветривают. Примерный режим ребенка дошкольного возраста представлен в табл. 2.

Режим ребенка дошкольного возраста

Физическое воспитание. Занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста проводятся на протяжении всего дня в виде имитационных движений и игр, в которых ребенок должен стремиться изображать по указанию взрослого знакомые ему образы. Летом ребенку лучше заниматься во дворе, в саду, на лужайке; в холодное время года — в хорошо проветренной комнате, желательно при открытой форточке. Для занятий физическими упражнениями мальчикам лучше надевать рубашку и короткие штанишки, девочкам — легкое домашнее платье. Чтобы занятия были разнообразнее и увлекательнее, рекомендуется использовать различные предметы: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки и т. д.

Следует научить детей во время занятий пользоваться ковриком длиной 1—1,5 м, головной конец которого надо отметить специальной меткой. Физические упражнения с детьми лучше проводить утром, после ночного сна, можно и днем, через l,5—2 часа после завтрака или дневного сна. Если родители находят время для занятий только вечером, то проводить их надо не позднее чем за час до сна. Рекомендуется проводить занятия в форме двигательных рассказов, в которых взрослый предлагает ребенку выполнить цепь последовательных движений, создавая ряд знакомых ему образов («птичка», «дровосек», «паровоз», «вот такие деревья большие», «самолет летит» и т. д.). Заниматься с малышами физическими упражнениями, играя,— вот основной принцип. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого в игре всегда увлекают ребенка. Исходные положения при выполнении упражнений необходимо разнообразить (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев и т. д.), т. к. маленькие дети неусидчивы и не могут долго находиться в одном и том же положении. Количество повторений движений от 2—3 до 5—6. После трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы для отдыха (30—60 сек.), придавая им интересную форму, например, «собачка села отдохнуть», «мишка лег спать» и т. д. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, с учетом его двигательных навыков и следить, чтобы не возникало переутомления. Примерный комплекс упражнений для детей дошкольного возраста представлен на рисунке (упр. 1—16). Постепенно нужно одни упражнения заменять другими, проводить утренние зарядки-игры (рис., упр. 17—21). Обязательно также проводить подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе. Игры способствуют не только физическому развитию детей и их двигательных навыков, но и воспитывают в них волю, формируют определенные моральные качества и личность ребенка. Для детей 3—4 лет игры подбирают с простым и конкретным содержанием (например, «гуси пошли гулять, их испугал волк, и они прибежали домой»). В 5—6 лет игры нужно усложнять, вводить в них элемент соревнования. Для детей 6—7 лет игры должны содержать самые разнообразные и сложные движения — бег, лазанье, прыжки, причем взрослый должен требовать правильного их выполнения и заинтересовать ребенка конечным результатом выполняемых им действий. Часто дети играют в придуманные ими самими игры, которые, как правило, достаточно подвижны, и взрослым не следует ограничивать их и следить за каждым движением ребенка. Такие игры не менее полезны и развивают творческую инициативу, самостоятельность, уверенность в себе.

Физические упражнения для детей дошкольного возраста

С дошкольного возраста начинают учить детей плаванию, катанию на коньках, лыжах, санках, велосипеде. Это приносит детям огромное удовольствие, развивает их физически и укрепляет их здоровье, делает смелыми, терпеливыми и упорными в достижении своих целей. Обучать детей плаванию рекомендуется с 4—5-летнего возраста. Делают это постепенно. Вначале приучают ребенка не бояться воды, свободно передвигаться в воде на неглубоком месте. Затем учат окунаться в воду с головой, плавать с резиновыми игрушками и только потом — основным координированным движениям рук и ног во время плавания.

Кататься на коньках детям можно с 5—6-летнего возраста. Здесь также необходима последовательность и постепенность в обучении ребенка. Вначале детей учат просто стоять на коньках, скользить на них с помощью взрослого, а уже потом дети двигаются самостоятельно, осваивают повороты и т. д.

На санках самостоятельно дети могут кататься с 3—4 лет. Начинать следует с небольших горок или пологих склонов. Взрослый должен обязательно научить ребенка приемам управления санками и присутствовать при катании.

В 3—4 года ребенка можно уже начинать учить катанию на лыжах. Необходимо правильно выбрать размер лыж. Длина лыж должна быть равна росту ребенка с вытянутой рукой, а палок — до подмышечных впадин. Кататься на лыжах ребенок должен в валенках; крепления нужно выбирать по размеру валенок, с ремешком, охватывающим пятку.

Обучать катанию на велосипеде ребенка следует начинать с 3 лет. Вначале лучше освоить трехколесный велосипед, а с 5 лет можно переходить на двухколесный. Размеры велосипеда должны соответствовать возрасту ребенка. Необходимо постоянно присутствовать во время катания во избежание травм и ушибов и следить за позой ребенка на велосипеде. Ноги ребенка должны свободно доставать до педалей, а руль поднят настолько, чтобы спина была прямой.

Спортивные развлечения не только укрепляют ребенка физически, но и являются одним из важных методов закаливания.

Закаливание. При правильном проведении закаливания у ребенка постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды, прежде всего перегревание и переохлаждение. Закаливание способствует формированию у детей силы воли, выносливости и предупреждает возникновение различных заболеваний. Однако, чтобы избежать осложнений, необходимо строго соблюдать правила закаливания, основными из которых являются следующие: все проводимые закаливающие процедуры должны соответствовать возрасту ребенка; раз начав, их нужно проводить постоянно, регулярно, в одно и то же время; все изменения силы воздействия на организм ребенка (температуры, времени и условий проведения закаливания) должны проводиться осторожно и постепенно; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка; периодически советоваться с врачом. При переохлаждении (озноб, дрожание, «мурашки» на коже, посинение губ) или перегревании (вялость, головная боль, покраснение лица, сильная потливость) процедуру нужно немедленно прекратить. При переохлаждении ребенка необходимо согреть, растереть мягким полотенцем, дать горячее питье; при перегревании — поместить в тень, обтереть влажным полотенцем или облить водой f 30—36°, на голову положить влажное полотенце; дальнейшие процедуры следует прекратить и посоветоваться с врачом. Основными факторами закаливания являются солнечные лучи, вода и свежий воздух.

Закаливание воздухом. Чистый свежий воздух необходим ребенку любого возраста. Особенно он нужен детям, которые часто болеют простудными заболеваниями и которых порой слишком оберегают — кутают, умывают теплой водой и т. д. Такие «меры профилактики» ничем не обоснованы и могут принести только вред. Комнату, в которой находится ребенок, зимой нужно проветривать 3—4 раза за день, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть открыты постоянно. Перед сном помещение также обязательно проветривают. Зимой детям дошкольного возраста следует проводить на улице не менее 3—4 час. в день, а летом — большую часть дня. Необходимо правильно подбирать одежду ребенка в зависимости от характера прогулки и времени года.

Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные и солнечные ванны. Зимой комнатные воздушные ванны проводят в хорошо проветренном помещении. Начальная температура в помещении не должна быть ниже 19°. Постепенно температуру снижают каждые 3—4 дня на 1° проветриванием, но темпаратура не должна быть ниже 15—16°. Первая воздушная ванна не должна превышать 5—10 мин., потом время проведения постепенно увеличивают до 30—40 мин. Ослабленным детям воздушные ванны проводят осторожно, при этом вначале обнажают на время процедуры только руки, через неделю раздевают до пояса и т. д. Летом воздушные ванны проводят на свежем воздухе при температуре не ниже 18°, в тени или под тентом. Начинают ванны с 5—10 мин. и постепенно их продолжительность увеличивают до 2—3 час. Лучшее время проведения воздушных ванн с 8 до 12 час. утра. Как летом, так и зимой ванны следует сочетать с подвижными играми или физическими упражнениями; проводить их можно 1—2 раза в день.

Солнечные ванны следует проводить очень осторожно во избежание перегревания, солнечного удара, ожогов кожи и заболеваний глаз. Голову ребенка обязательно покрывают головным убором. Принимать солнечные ванны следует 1 раз в день через 1—2 часа после завтрака. Лучшее время для солнечной ванны — 10—12 часов. При этом температура воздуха в тени не должна быть ниже 18—20°. Время первой солнечной ванны не более 2 мин. (1 мин. ребенок лежит на животе, 1 мин. — на спине). Затем каждые 2—3 дня время пребывания на солнце увеличивают на 1 мин. и постепенно доводят его до 30 мин. После солнечной ванны ребенка нужно поместить в тень, провести водные процедуры (обливание, обтирание или купание водой f 30—36°).

Закаливание водой. Водные процедуры довольно сильно воздействуют на организм ребенка, поэтому их нужно проводить осторожно и постепенно. Начинать их следует с самых простых мероприятий — умывания, обтираний, мытья ног и т. д.

Во время умывания обмывают водой лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Вначале температура воды должна быть 30°. Затем каждые 1—2 дня ее снижают на 1° и постепенно доводят до 16—14°. Можно начинать проводить обмывания до пояса. При этом вначале температура воды должна быть 36° и постепенно ее снижают до 18—20°.

Обтирания проводят концом махрового полотенца или шерстяной рукавичкой, смоченными водой. После обтирания кожу растирают сухим мягким полотенцем до покраснения; делают это постепенно: вначале обтирают одну руку и растирают сухим полотенцем, потом другую, переходят на грудь, живот и т. д. Начальная температура воды 32—33°, затем ее постепенно снижают (на 1° в неделю) до 18—20°. При небольшом перерыве в обтираниях начинать их следует с температуры воды, которая была при последней процедуре. Вся процедура обтирания не должна превышать 4—6 мин. Через 1,5 мес. от начала обтирания молено переходить к более сильной водной процедуре — обливанию.

Обливания можно проводить как в летнее, так и в зимнее время. Летом обливания лучше проводить на открытом воздухе при температуре в тени не ниже 18°. При этом можно пользоваться лейкой, кувшином или душем. Вначале обливают шею, потом грудь, бока, спину и т. д. Температура воды вначале 35—36°, а затем ее постепенно понижают (на 1° каждые 3—4 дня) до 20—22°. Голову ребенка обливать не следует. После обливания кожу растирают до легкого покраснения махровым полотенцем. При этом движения должны быть направлены от кистей рук к плечу, от стопы к бедру. Длительность обливания не должна превышать 2 мин. Зимой обливания проводятся в ванной комнате по тем же правилам.

Перед сном можно делать еще одну водную процедуру — обмывание ног. Начальная температура воды 33°; снижая ее каждые 2—3 дня на 1°, доводят до 16—18°.

При купании можно сочетать воздушные и солнечные ванны с водными процедурами. Их умеренное сочетанное действие оказывает благотворное влияние на организм ребенка. Купание следует проводить в безветренную погоду при температуре воздуха 24—25° и температуре воды 22—23°. После приема пищи должно пройти не меньше 1 часа. Постоянно нужно следить, чтобы ребенок в воде больше двигался. Начинают с 2—3 мин., постепенно увеличивая время купания до 10—15 мин.

Необходимо учить детей проводить все закаливающие процедуры самостоятельно.

Подготовка к школе. Подготовка к школе — серьезное время в жизни ребенка. Переступая школьный порог, ребенок должен быть готов к самостоятельности. Ребенок, приученный к самостоятельности, сам аккуратно оденется, сам идет в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, сам придет из школы и вовремя сядет за выполнение домашних заданий. Успехи ребенка в школе во многом определяются умением трудиться. Черты характера, которые мы должны развивать и воспитывать в ребенке, готовя его к школе, это — любознательность, пытливость, желание узнавать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у ребенка возникнет интерес к ним. У ребенка необходимо пробудить интерес к труду. Его следует приучить самостоятельно умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен пример родителей.

Начальной ступенькой в обучении грамоте является звуковой анализ слова. Сущность этой работы заключается в том, чтобы научить ребенка слушать и выделять звуки в словах. Это поможет ему овладеть письмом и чтением. Звуки необходимо выделять голосом и произносить их протяжно. Если слуховое внимание у ребенка не воспитано, если он не научился различать звуки, то в будущем при письме он будет пропускать некоторые из них. Воспитание с детства внимания к звукам речи поможет ребенку усвоить не только сложные правила грамматики, но и строй русского языка, стать грамотным, культурным человеком.

Занимаясь с ребенком арифметикой, необходимо брать примеры из жизни, познакомить его с измерением. Прежде чем познакомить ребенка с отвлеченным понятием «число», необходимо создать у него хотя бы небольшой опыт математического мышления на конкретных примерах, показывающих, что число есть прежде всего результат измерения. Для этого используют карандаш, ложку, веревку, палку и т. д. При этом, обращают внимание ребенка, что всякая отложенная мерка — это один (единица). Именно из единиц образуются все числа. Желательно учить ребенка раскладывать предметы слева направо. Это в какой-то степени готовит его к письменной строке. Проводя с дошкольником занятия, нужно прибавлять к числу и отнимать от него не два, не три или четыре, а только единицу, что дает ребенку понять, какое значение имеет это число. В дальнейшем можно разобрать на конкретных примерах все цифры первого десятка.

Важную роль в развитии ребенка играет беседа с ним. В разговоре совершенствуется, развивается речь малыша, лучше становится произношение, правильнее построение фраз, развивается мышление. Говоря о знакомых ему вещах, рассказ нужно строить как можно ярче, образнее. Разговаривать можно о различных вещах (о природе, празднике, бабушке, о том, что произошло за день и т. д.). Иногда нужно, чтобы ребенок не получал готового ответа, а подумал сам; помочь ему ответить на тот или иной вопрос следует лишь в случае необходимости.

Заниматься с ребенком нужно регулярно изо дня в день, однако нельзя переутомлять малыша. Важно не просто «напичкать» ребенка знаниями, а развить его воображение. Нельзястроить занятия однообразно, дети устают от них, и много пользы такие занятия не принесут. Относиться к ребенку во время занятий нужно ровно, без окриков и нервозности.

В подготовке ребенка к письму большую роль играет рисование. Тренируется рука, ребенок учится обращаться с листом бумаги. Нужно стараться, чтобы малыш сам заметил различия и сходства разных частей предмета. Рисование учит ребенка сравнивать, вглядываться, быть внимательным, замечать и ценить все красивое.




© 2007-2012 Медицинский словарь Rambler's Top100